Записи с темой: саяны (список заголовков)

"Я возвращаюсь к трудам и заботам и отрекаюсь от сосен и скал..."

Тэсса Найри
Итак, друзья, я вернулась из отпуска. Вся в синяках, исцарапанная, искусанная мошкой, но с кучей ярких впечатлений и красивейших фотографий. И загоревшая так, словно побывала на юге. Коллеги слушают мои рассказы примерно с тем выражением, как в фильме Джексона хоббитята, которым Бильбо описывает встречу с троллями. А поскольку поход наш длился аж целых две недели, писать о нем я буду в несколько приемов.
Было нас девятеро, включая проводника. И чуть позже к группе присоединился каюр с семью лошадьми (одна - для него, остальные - арендованные нами: четыре вьючные и две верховые). А ходили мы, друзья, в Саяны, в Окинский район Бурятии. И добирались мы туда больше двух дней - в один конец, только чтобы начать поход. Но обо всем по порядку...

@темы: Путешествия, Отдых, Интересности, Саяны

There And Back Again - Саяны. День первый.

Тэсса Найри
Итак, обещанный рассказ с иллюстрациями. Началось мое путешествие с полета из Москвы в Иркутск. Пять часов в воздухе плюс смена часового пояса, и мы приземлились в девять утра, вылетев в одиннадцать вечера. Ночь скипнулась. Надо сказать, это взрыв мозга, когда на часах два ночи, а ты видишь, как встает солнце. Такого я еще не испытывала. И перестраиваться на новое время при такой разнице оказалось тяжеловато, причем обратно тоже, хотя я сова и готовилась кайфовать по возвращении.читать дальше

@темы: Интересности, Отдых, Природа, Путешествия, Саяны, Фото

Саяны - день второй. На грузовике сквозь тайгу.

Тэсса Найри
"Билайн" меня разочаровал. Связь была нормальная в пределах Иркутской области, а когда приехали в Орлик, мой телефон решительно заявил, что сети нет. В то время как счастливые абоненты МТС и "Мегафона" спокойно звонили близким. Повод задуматься о смене оператора, хотя до сих пор я была "Билайном" вполне довольна.
Утром за нами приехал грузовик "Урал". Залезать в него приходится через борт, становясь сначала на колесо, а затем хватаясь за перекладины и карабкаясь. Как через забор. :)
Вот так он выглядит:
Наш грузовик

@темы: Интересности, Отдых, Природа, Путешествия, Саяны, Фото

Саяны - день третий. Бурятские лошадки

Тэсса Найри
Утром пришли буряты с лошадками и помогли их навьючить. На одну лошадь грузили две седельные сумы с продуктами и два рюкзака с личными вещами. Лошади здесь - транспортное средство. Им не дают имен, не чистят, из подкормок - только соль, из ухода - только прививки раз в год. Живут лошади около восемнадцати лет, когда начинают болеть и плохо переносить зиму, их забивают. Под верх и в качестве вьючных используют меринов, кобыл оставляют в табунах. Поднимать ногу по команде лошади не приучены, так что, когда мой конь наступил в веревочную петлю, я его еле сдвинула с места, чтобы освободить. А чтобы подковать, буряты лошадь заваливают на землю.

@темы: Фото, Саяны, Путешествия, Отдых, Лошади, Интересности

Саяны - день третий. Перевал Чойган

Тэсса Найри
Через перевал Чойган мы шли пешком, а лошади везли рюкзаки. Места невероятно живописные, так что в основном будут фотографии. По дороге наелись жимолости с кустов (она на вкус отчасти напоминает рябину, а цветом похожа на чернику) и выкупались в горном озере (вода холодная, несмотря на тридцатиградусную жару, долго не поплаваешь).

Перевал Чойган

@темы: Интересности, Отдых, Путешествия, Саяны, Фото

Саяны. Дни 4-6. Минеральные источники Чойган.

Тэсса Найри
Минеральные источники Чойган не зря называют жемчужиной, скрытой в тайге. Пафосно, но вполне соответствует действительности. "Чойган" - это по-тувински, по-бурятски - "Жойган", а в переводе на русский - пихта. Там действительно растет множество пихт, и сам воздух целебный. Источников множество - для питья, и ванны разной температуры (от 14 до 40 градусов), и лечебные грязи, и для закапывания в глаза. Возле каждого источника - табличка с составом и температурой воды и рекомендациями от каких хворей и как применять воду. У питьевых стоят одна-две общественные кружки. Возле лечебной грязи сделаны лавочки и мостки, чтобы удобно было сидеть и мазаться (грязь используют при заболеваниях суставов). Вокруг естественных ванн построены крошечные избушки с лесенками, по которым спускаешься в воду, лавочками, крючками для одежды. Избушки не запираются, но принято вешать что-то из одежды на дверь снаружи: занято. Есть и баня с горячей проточной водой - с нее полагается начинать, и лишь после этого можно погружаться в джакузи. Насчет джакузи не шутка: вода в некоторых ваннах с пузырьками. "И все это бесплатно?!" - спрашивают меня. Отвечаю: абсолютно бесплатно, если сумеете добраться. Тувинцы не разрешают строить туда дорогу, так что доехать можно только на лошадях или оленях. Ну, или дойти пешком через горы. Все избушки построены на общественные деньги.

@темы: Фото, Саяны, Путешествия, Природа, Позитив, Отдых, Интересности

Саяны. День седьмой. Обратно через перевал Чойган.

Тэсса Найри
Вышли после обеда, благо путь через перевал занимает 3-4 часа. Ждали каюра с некоторой тревогой: придет ли за нами, не забыл ли. Не забыл. Верхом поехали девушки, у которых после восхождения болели ноги. Остальные пошли пешком. Из-за дождя тропу развезло, грязь смешалась с конским навозом, так что путь был не слишком приятным. Но все компенсировали пейзажи. Особенно когда с неба перестало капать и облака немного разошлись.

Облака на горах

@темы: Природа, Позитив, Отдых, Лошади, Фото, Саяны

Саяны. Мой портрет

Это в первый день.

@темы: Отдых, Позитив, Путешествия, Саяны, Фото

Саяны. День девятый. Дневка на Хойто-Гол.

Тэсса Найри
Минеральные источники Хойто-Гол находятся на территории Бурятии. Попасть к ним легче, чем на Чойган: можно приехать на грузовике по дороге. На поляне построено несколько симпатичных деревянных домиков. Если есть свободные, в них можно остановиться. Бесплатно. Нам, правда, домика не хватило, так что мы разбили лагерь немного на отшибе.
На источниках построено несколько бань и даже небольшой открытый бассейн, где можно поплавать. Правда, в бассейн стекает вода из бань, расположенных выше по склону, так что из нашей группы рискнули выкупаться только мальчики. И уверяли, что мы много потеряли. Впрочем, в баню мы сходили. Непередаваемое ощущение, когда моешь голову теплой водой с выраженным ароматом тухлых яиц, и думаешь, чем потом будут пахнуть волосы: сероводородом или шампунем. К счастью, шампунь победил. :D
На Хойто-Гол мы устроили дневку. Погода была хорошая, но далеко ходить не хотелось, так что мы валялись в лагере на пенках и загорали. Наши рыболовы сходили на промысел, но ничего не поймали. Вечером мне повезло увидеть и запечатлеть на фото, как буряты подковывают коня.
Дальше будет несколько фотографий с лошадками.

@темы: Путешествия, Природа, Наблюдения, Лошади, Интересности, Саяны, Фото

Саяны. День десятый. Перевал Черби.

Тэсса Найри
С утра зарядил дождь, и идти на перевал было страшновато. Туристы, ставшие лагерем неподалеку от нас, решили переждать непогоду. Мы пошли. Пешком, т.к. подъем был достаточно крутой. Лошадей, нагруженных рюкзаками, ребята вели в поводу. Только заболевший Ж. ехал верхом.
Впечатление от перевала двойственное. С одной стороны, я шла медленно и добралась до нашего лагеря в Долине вулканов уже совсем вечером, в сумерках. И холод был жуткий, и дождь капал почти без передышки, и грязь под ногами смешивалась с раскисшим лошадиным навозом, а на подходе к финишу нас встретили тучи мошки. С другой - невероятной, фантастической красоты пейзажи. Синие от водосбора склоны, клубящиеся над вершинами облака, сказочное озеро со снегом у берегов. Впрочем, вот, любуйтесь. :)

Это - начало подъема. Идем вверх по тропе от Хойто-Гол.

Перевал Черби

@темы: Интересности, Наблюдения, Отдых, Позитив, Природа, Путешествия, Саяны, Фото

Саяны. День 11-й и 12-й. Долина вулканов.

Тэсса Найри
Говорят, в Долине вулканов водится Снежный человек. Ходят слухи о странных исчезновениях людей, о временных аномалиях. Мы ничего необычного не встретили. За исключением феерической красоты пейзажей и не менее феерического количества мошкары.
Деревьев в Долине вулканов почти нет - лишь карликовые формы, больше похожие на кусты. В первый день мы поднялись на вулкан Перетолчина и обошли его по краешку вокруг кратера. Я осуществила давнюю мечту, насобирав полные карманы застывшей лавы и пемзы - себе на память и в качестве экзотических сувениров для родственников. Ребята съездили на лошадях к озеру и наловили хариуса. Вечером у нас был пир: жареная рыба, уха, соленая рыба в двух вариантах. Безумно вкусно. На следующий день девчонки напекли оладий и растерли жимолость с сахаром. Пир продолжился. :)
Самые терпеливые набрали золотого корня и потом долго его чистили и резали, чтобы приготовить настойку. Я воздержалась, трезво оценив запас своего терпения. :)
Вечером ребята сбегали к вулкану Кропоткина, но собирался дождь, вечерело, так что я с ними не пошла: с моей скоростью не успела бы вернуться до темноты.
Фотографий долины много, так что буду выкладывать по частям.
Вот. Справа - вулкан Перетолчина. Он пушистый, вокруг кратера растет лес. А слева - нечто фантастическое: как будто великан ударил по горе кулаком и вмял внутрь верхушку. Но это не вулкан, это такая долина.

Долина вулканов

@темы: Интересности, Отдых, Позитив, Природа, Путешествия, Саяны, Фото

Саяны. Долина вулканов. Вулкан Перетолчина.

Тэсса Найри
Вулкан Перетолчина не высокий и издали выглядит пушистым: вокруг кратера успел вырасти лес. Причем деревья нормального размера: видимо, тепло все еще выделяется. Вокруг-то тундра с карликовыми деревцами. Вид с вершины невероятно живописный. Внутри кратера небольшое озерцо (воды, а не лавы. :) ). И залежи пемзы - я ходила и выбирала кусочки посимпатичнее (и поменьше), чтобы взять на память.
Вот так выглядит кратер (кстати, на заднем плане там еще вулкан Кропоткина виден):
Кратер вулкана Перетолчина

@темы: Фото, Саяны, Путешествия, Природа, Отдых, Наблюдения, Интересности

Саяны. Долина вулканов. Часть 3.

Тэсса Найри

Саяны. День тринадцатый. На коне через горный лес.

Хотя на фотографиях Долина вулканов чудо, как хороша, в реальности часть времени мне пришлось провести в палатке, а часть - с москитной сеткой на лице. Мошкары там было не просто много, а нестерпимо много. Она почти не кусалась, зато окружала тебя тучей, забиваясь в нос, в рот, в уши, в глаза. Говорят, там не каждый год такое нашествие насекомых, но мы вот попали. Без москитной сетки невозможно наклониться и завязать шнурки на ботинках, не задерживая дыхание. И вот что я вам скажу, друзья: мошкА абсолютно не вкусная.

@темы: Природа, Путешествия, Саяны

Саяны. День четырнадцатый. Опять г-гр-рузов-вик-к...

Тэсса Найри
... а наутро оказалось, что мы поставили лагерь на муравейнике. Точнее, на поляне, вокруг которой несколько больших муравейников, а посередине у них, по-видимому, культурный центр. Вечером муравьи ничем не обнаружили свое присутствие, мы спокойно разбили лагерь, приготовили торжественный (в честь окончания похода) ужин, даже с салатиком.
Проснулась я... нет, не в луже. То есть лужа была тоже, но разбудила меня вода, капавшая на меня сквозь крышу палатки. Ночью и утром шел такой ливень, что тент пропитался влагой насквозь и начал пропускать ее внутрь. И вы таки не представляете, с какой скоростью просыпаешься, вскакиваешь и распихиваешь по гермомешкам теплые вещи и спальник в такой ситуации.
К полудню дождь закончился, тучи разошлись и муравьи массово вышли на улицу в знак того, что им надо на работу выползли на поляну. Впрочем, нет, началось с того, что из крайней палатки (не промокшей) с визгом вылетела проспавшая дольше всех А., стряхивая с себя насекомых. А еще через полчаса у нашего замечательного костра с удобно лежащими вокруг него бревнышками-скамейками, стало невозможно не только сидеть, но даже неподвижно стоять. На полминуты отвлекся - и на каждой твоей ноге по десятку рыжих супостатов, деловито карабкающихся вверх. На поляне осталось лишь два места, где не бегали муравьи: наш промокший тент и самый берег озера. Так что часть группы отсиживалась в этих оазисах спокойствия, а некоторые особенно стойкие топтались у костра.
Каюр собрал лошадей, простился с нами и отбыл домой, где его ждало стадо яков в триста голов. А мы остались ждать грузовик, который должен был забрать нас приблизительно в этом месте примерно после обеда. Если водитель не забудет и ничего не случилось. Связи, напоминаю, нет. Никакой.
Скрашивал ожидание фантастической красоты пейзаж. Я так и не выяснила, как называется это озеро, но оно навеки в моем сердце. Правда, вода из него для питья не подходит (грязная, и живности много). Но если не пить, а любоваться...

@темы: Фото, Саяны, Путешествия, Природа, Отдых, Интересности

Саяны. Водосбор.

Орлик-Иркутск. Обратный путь.

Орлик встретил нас радостными воплями детей:
- Машина, машина!
Видимо, не частое зрелище. В отличие от яков и лошадей. Мы вылезли из грузовика около гостевого дома. Нас расселили по 2-3 человека. Все комнаты на первом этаже. Умывальники деревенские - вот такие, как в детстве на даче у бабушки, когда вода наливается туда из ведра, а чтобы помыть руки, надо пимпочку снизу нажимать. :) Удобства во дворе. За одну ночь, если правильно помню, по 350 рублей с человека, без постельного белья, без питания, зато с баней. Мы затарились в местном магазинчике пивом и чипсами и устроили себе вечером пир.
Баню буряты топят специфически. Предбанник по температуре мало чем отличается от парилки. А поскольку туда вваливаешься с холода и дождя, тепло одетый, то это ой. Одеваться в нем после бани тоже, мягко говоря, жарковато. Но в целом все равно здорово.
На следующий день рано утром мы загрузились в микроавтобус и поехали обратно в Иркутск. Позавтракали в знакомой позной. Через пограничный пост нас пропустили на сей раз без приключений.
Билайн снова меня подвел: чтобы позвонить домой, пришлось одалживать телефон у друга. И лишь в Иркутской области у меня наконец появилась связь.
По пути водитель завез нас на небольшой рыночек на берегу Байкала. Я накупила сига и омуля (они воистину прекрасны) и позвонила домой, чтобы Р. запаслась пивом.
В Иркутске нас подбросили к съемной квартире, которую мы забронировали заранее через airbnb.ru. Для меня пользование этим сервисом было экспериментом, и в целом опыт получился позитивный. Хотя без накладок не обошлось. Приехавший через минут пятнадцать после нашего прибытия паренек сообщил, что забронированная нами квартира занята, отвез нас на такси за свой счет по другому адресу - там тоже оказалось занято. И лишь в третью квартиру нас заселили. Зато сама квартира нам понравилась: однушка, но с огромным балконом, просторной кухней и прихожей. Чистенько, симпатично. Правда, хозяин забыл оплатить Интернет и сделал это после нашего звонка (я хотела заранее зарегистрироваться на рейс).
Вечер мы провели в восточном ресторане, покуривая кальян. Отличное завершение путешествия. :)

@темы: Саяны, Путешествия, Отдых

Саяны. Бабочка позирует :)

Бабочка

@темы: Саяны, Фото

Саяны. Я на привале.

Тэсса Найри
Сижу довольная, соорудив себе из бревнышек сидение, а в качестве спинки "кресла" - камни. Удо-обно. :D